
- Март 2025 г.
- Февраль 2025 г.
- Январь 2025 г.
- Декабрь 2024 г.
- Ноябрь 2024 г.
- Октябрь 2024 г.
- Сентябрь 2024 г.
- Август 2024 г.
- Июль 2024 г.
- Июнь 2024 г.
- Май 2024 г.
- Апрель 2024 г.
- Март 2024 г.
- Февраль 2024 г.
- Январь 2024 г.
- Декабрь 2023 г.
- Ноябрь 2023 г.
- Октябрь 2023 г.
- Сентябрь 2023 г.
- Август 2023 г.
- Июль 2023 г.
- Июнь 2023 г.
- Май 2023 г.
- Апрель 2023 г.
- Март 2023 г.
- Февраль 2023 г.
- Январь 2023 г.
- Декабрь 2022 г.
- Ноябрь 2022 г.
- Октябрь 2022 г.
- Сентябрь 2022 г.
- Август 2022 г.
- Июль 2022 г.
- Июнь 2022 г.
- Май 2022 г.
- Апрель 2022 г.
- Март 2022 г.
- Февраль 2022 г.
- Январь 2022 г.
- Декабрь 2021 г.
- Ноябрь 2021 г.
- Октябрь 2021 г.
- Сентябрь 2021 г.
- Июль 2021 г.
- Июнь 2021 г.
- Май 2021 г.
- Апрель 2021 г.
- Март 2021 г.
- Февраль 2021 г.
- Январь 2021 г.
- Декабрь 2020 г.
- Ноябрь 2020 г.
- Октябрь 2020 г.
- Сентябрь 2020 г.
- Август 2020 г.
- Июль 2020 г.
- Июнь 2020 г.
- Май 2020 г.
- Апрель 2020 г.
- Март 2020 г.
- Февраль 2020 г.
- Январь 2020 г.
- Декабрь 2019 г.
- Ноябрь 2019 г.
- Октябрь 2019 г.
- Сентябрь 2019 г.
- Август 2019 г.
- Июль 2019 г.
- Июнь 2019 г.
- Май 2019 г.
- Апрель 2019 г.
- Март 2019 г.
- Февраль 2019 г.
- Январь 2019 г.
- Декабрь 2018 г.
- Ноябрь 2018 г.
- Октябрь 2018 г.
- Сентябрь 2018 г.
- Август 2018 г.
- Июнь 2018 г.
- Май 2018 г.
- Апрель 2018 г.
- Март 2018 г.
- Февраль 2018 г.
- Январь 2018 г.
- Декабрь 2017 г.
- Ноябрь 2017 г.
- Октябрь 2017 г.
- Сентябрь 2017 г.
- Август 2017 г.
- Июль 2017 г.
- Июнь 2017 г.
- Май 2017 г.
- Апрель 2017 г.
- Март 2017 г.
- Февраль 2017 г.
- Январь 2017 г.
- Декабрь 2016 г.
- Ноябрь 2016 г.
- Октябрь 2016 г.
- Сентябрь 2016 г.
- Август 2016 г.
- Июль 2016 г.
- Июнь 2016 г.
- Май 2016 г.
- Апрель 2016 г.
- Март 2016 г.
- Февраль 2016 г.
- Январь 2016 г.
- Декабрь 2015 г.
- Ноябрь 2015 г.
- Октябрь 2015 г.
- Сентябрь 2015 г.
- Август 2015 г.
- Июль 2015 г.
- Июнь 2015 г.
- Май 2015 г.
- Апрель 2015 г.
- Март 2015 г.
- Февраль 2015 г.
- Январь 2015 г.
- Декабрь 2014 г.
- Ноябрь 2014 г.
- Октябрь 2014 г.
- Сентябрь 2014 г.
- Август 2014 г.
- Июль 2014 г.
- Июнь 2014 г.
- Май 2014 г.
- Апрель 2014 г.
Влияние средств массовой информации на психологическое здоровье детей
СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. В некоторых семьях, как только ребенок начинает сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, разговоры с родителями. Экран становится главным «воспитателем ребенка». Причем взрослые, исходя из «собственного опыта», уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение не только ошибочно, но и опасно. Ведь в созревающем мозгу, в отличие от зрелого, идут совсем иные процессы. Взрослый оценивает, фильтрует, анализирует и перерабатывает информацию на основе «подсознательной» установочной «базы данных», приобретенной в детстве. У малыша все иначе. Формирование и закрепление важнейших установок – практически на всю жизнь – происходит пропорционально росту и созреванию мозга. Примерный график развития: 4 года – 80%, 6 лет – 90%, 10 лет – 97%, 18 лет – почти100%. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на телеэкран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми. Безобидное, на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает, и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, и, как считают некоторые родители, развивается. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители как бы заботятся о нем и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это, на первый взгляд безобидное занятие, может повлечь за собой непредвиденные последствия, не только для здоровья ребенка (речь идет о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке), но и для его психического развития. В последнее время у детей все чаще отмечается неспособность к концентрации внимания на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности. Данные симптомы можно назвать «дефицитом концентрации», которые ярко проявляются в обучении и характеризуются спонтанностью, гиперактивностью, повышенной рассеянностью. Такие дети стремятся к частой смене деятельности, полученные впечатления они воспринимают поверхностно, не анализируя и не связывая их между собой. Еще один факт, который можно наблюдать – резкое снижение фантазии, творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им все равно, что смотреть по телевизору, только бы мелькало, шумело, двигалось. Примерно так дети начинают воспринимать окружающую действительность. Они не пытаются прилагать какие-либо усилия для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира и просто фантазировать. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты, их ничего не интересует, ничто не увлекает. Современным детям неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, нечего обсуждать и они не находят тем для спора. Но, пожалуй, самое явное негативное влияние современные СМИ оказывают на повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность их поступков. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается порог дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в своих действиях, часто не умеют предвидеть их последствий. Подростки жестоко бьют и убивают друг друга не потому, что они злые, и не ради какой-то цели, они воображают себя героями просмотренных боевиков, потому что на душе пусто, а хочется острых ощущений, выброса адреналина, «драйва». Именно поэтому, наверное, смысл жизни многих современных молодых людей сводится к незатейливому желанию «хлеба и зрелищ». Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в живом общении с близкими взрослыми и никакие СМИ их не заменят. Конечно, полностью исключить СМИ из жизни и воспитания детей невозможно и бессмысленно. Но знакомить детей с информационной техникой можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем. Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга – 80%) не смотрел телепередачи. После 6 лет(90% созревания мозга) «общаться» с телевизором можно не более часа в неделю; после 10-лет – 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются – ребенок стал взрослым. Родители должны сделать выбор между недовольством ребенка и сознательно причиненным ему вредом. Насилие на телеэкране и в видеоиграх увеличивает риск агрессивного, или, наоборот, чрезмерно стеснительного поведения детей. По мнению психологов Бирмингемского университета Кевин Браун и Кэтрин Гамильтон-Гиакритсис сцены насилия и откровенные сцены сексуального характера могут нанести ребенку эмоциональную травму. Широкое распространение видеофильмов, легкий доступ к ним посредством спутникового и кабельного телевидения приводит к тому, что дети видят сцены с элементами насилия, которые могут пагубно сказаться на их умственном развитии, – отмечают авторы исследования. В связи с этим ученые рекомендуют родителям смотреть телепрограммы для взрослых с такими же мерами предосторожности, с какими они хранят дома химические и ядовитые вещества. Анализируя историю веков и события наших дней мы исходим из того тезиса, что все средства, имеющие влияние на психологическое оздоровление людей должны объединить свои усилия. В настоящее время российское общество очень нуждается в духовно-нравственных ценностях: Вере, Любви к ближнему, состраданию, патриотизму и др.
Литература:
Радченко Л. Е. Роль рекламы в сохранении и укреплении психологического здоровья ребёнка / Л. Е. Радченко // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. - №2 (15). с. 154-160