Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
610046 г. Киров,
ул. Герцена, 49
тел.: (8332) 38-90-31
E-mail:
ip-medbibl@medkirov.ru
cio-medbibl@medkirov.ru
 
поиск письмо редактору сайта Крупные буквы
 
◦ ◦ Новости   ◦ Приглашаем посетить выставку литературы "Женское здоровье"
Кировская областная
научная медицинская библиотека
4 июля 2016 г.
Приглашаем посетить выставку литературы "Женское здоровье"
Архив новостей за

ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЖЕНШИНЫ

Даже самые счастливые пары не гарантированы от расхождений во взглядах, некоторые из которых могут вызвать спор. Подобные конфликты иногда усугубляются различиями в стилях общения, что связано с гендерными различиями (различиями в психологии мужчины и женщины). Бытует убеждение, что ссоры — это сигнал того, что в отношениях возникли проблемы, которые могут разрушить отношения. Впрочем, результаты последних исследований свидетельствуют о том, что в данном случае едва ли можно вынести однозначное суждение. По существу, некоторые ссоры могут способствовать совершенствованию отношений. Даже люди, разочарованные в своих отношениях с партнером, но имеющие возможность выражать свое недовольство и негодование конструктивным образом, признаются, что спустя три года чувствуют себя гораздо более счастливыми, чем прежде. Конфликты между партнерами начинаются, как правило, после периода романтических отношений. Многие опасаются, что конфликты и напряженные отношения угрожают их взаимности, поэтому начинают изобретать способы избежать споров, полагая, что отсутствие явного конфликта равносильно безоблачным отношениям. На самом деле именно отсутствие споров — это сигнал о том, что в отношениях возникли проблемы, поскольку без споров невозможно устранить противоречия.
При конфликтах, которые принимают наиболее деструктивную форму, раздражение выражается резко и агрессивно, сопровождается упреками и оскорблениями. Партнеры занимают защитную позицию и обвиняют друг друга, обмениваясь презрительными замечаниями и жалобами.
Если партнеры открыто выражают свое недовольство, но не позволяют раздражению перейти границу, за которой аффекты становятся неконтролируемыми, конфликты между ними носят более конструктивный характер. Каждый из них получает возможность высказать свое мнение и может рассчитывать на то, что его выслушают. В конечном счете партнеры обсуждают противоречия, стараясь прийти к компромиссу и найти выход из сложной ситуации.
Во время конфликтов с партнером мужчина и женщина играют типичные роли. Мужчины чаще всего стараются избежать конфликтов с партнершей, поэтому поначалу пытаются уйти от разговора или занимают защитную позицию. Женщины зачастую выполняют в отношениях функцию «менеджера по эмоциям». В связи с этим они скорее предпочитают заострять определенные противоречия в отношениях с партнером, рассчитывая обсудить с ним те или иные проблемы. Однако в данном случае раздражение может сыграть положительную роль и способствовать достижению желаемого результата. Мужчины, со своей стороны, могут, приложив определенные усилия, выслушать мнение партнерши и осознать, что речь идет о реальной проблеме, которую необходимо решить.
В связи с гендерными различиями в способах коммуникации отношения могут порой заходить в тупик. Речь идет о том, что отношения, натолкнувшись на непреодолимые препятствия, перестают развиваться. Партнеры замыкаются в себе и испытывают сильное разочарование, поскольку между ними ничего не происходит.
Тупиковые ситуации осложняют любые отношения, поскольку в этот момент между партнерами попросту прерывается контакт. Испытываядруг к другу лишь негативные чувства, партнеры замыкаются в себе, однако эти проблемы преодолимы. Если партнеры знают, как следует заботиться об эффективности отношений, значит, они смогут найти выход из тупиковой ситуации. Благодаря последовательному использованию навыков коммуникации можно свести к минимуму недоразумения и конфликты, возникающие в отношениях. От согласованности между мыслями и их выражением зависит легкость, с ко­торой можно найти верное решение, желательно до того, как недоразумение переросло в проблему. Как найти выход из тупиковой ситуации?
Люди по-разному реагируют на межличностные конфликты. Одни предпочитают потворствовать партнеру, избегать ситуаций и отношений, чреватых конфликтами, или вообще игнорировать их. Другие стараются изо всех сил доказать свою правоту, не принимая во внимание потребности другого человека. Чувство взаимности между партнерами сохраняется, если они придерживаются золотой середины — то есть обсуждают противоречия, но при этом стараются найти решение, приемлемое для обоих. Так, соглашаясь на компромисс, партнеры жертвуют некоторыми своими потребностями, чтобы сохранить главное. Некоторые люди не могут поступиться своими принципами, иные готовы отказаться от тех или иных ради сохранения отношений. Один человек хочет во что бы то ни стало довести конфликт до конца, другой изо всех сил старается уладить разногласия.
Для того чтобы найти выход из тупиковой ситуации, необходимо прежде всего восстановить атмос­феру взаимности и почувствовать, что в конфликте принимают участие не «я» и «ты», а «мы». Первым шагом на пути преодоления конфликта является осознание того, что каждый человек отличается от дру­гого, мыслит по-иному, и при этом ставит свое мнение превыше всех других. Когда партнеры начинают относится к своим разногласиям с большим чувством взаимности, каждому из них необходимо четко сформулировать свое представление о проблеме. В данном случае наибольшего эффекта можно добиться, высказывая свое мнение от первого лица. Подобная формулировка означает, что в конфликтной ситуации человек берет на себя ответственность за коммуникацию с партнером.
Вместо обвинений:«Ты поступил как мерзавец» — обращайтесь от первого лица: «Я страдаю от твоего поступка».
Вместо предположений о мотивах чужого поступка: «Ты просто хочешь меня одурачить»—обращайтесь от первого лица: «Я испытываю раздражение и обиду, когда представляю себе эту ситуацию».
Вместо напоминаний о прежних обидах: «Ты опять демонстрируешь мне полное отсутствие уваже­ния. На прошлой неделе...» — обращайтесь от первого лица: «Меня обижает то, как ты со мной обходишься».
Как правило, если партнеры не оставляют попыток найти выход из тупиковой ситуации, спустя какое-то время они начинают чувствовать, что их стремление обоюдно, и в их отношениях происходит сдвиг в сторону взаимности. Даже в том случае, если разногласия остаются, у партнеров возникает ощущение, что еще не все потеряно. Женщины и мужчины могут приходить к взаимности разными путями. Многие современные женщины устали выполнять предписанную им роль в отношениях с мужчиной. Они больше не хотят брать на себя всю ответственность за поддержание гармоничного эмоционального фона в отношениях. Зачастую женщины полагают, что мужчина тоже должен делать шаги навстречу. Кроме того, женщины нередко находят новые модели отношений и стремятся к тому, чтобы усилия, предпринимаемые партнерами с целью повышения эффективности коммуникации, были равноценными.
Мужчины приходят к взаимности несколько иными путями — в частности, благодаря осознанию того, что отношения являются объективной реальностью и самоценным переживанием. Такие определения со­вместных переживаний, как «наш конфликт» или «наши разногласия», имеют крайне важное значение для мужчины, поскольку позволяют ему воспринимать переживания в контексте взаимности. Кроме того, мужчинам необходимо понять, в чем заключаются различия в восприятии отношений между ним и женщиной. Нередко они склонны воспринимать различные стили коммуникации скорее как разновидности конфликтов, а не как различия в манере реагирования, и поэтому поначалу стараются защищаться. Наконец, мужчинам необходимо научиться проявлять эмпатию, сопереживать другому человеку, благодаря чему они смогут понять чувства, которые выражает партнер.
Благодаря описанным здесь стратегиям коммуникации партнеры могут преодолеть множество конфликтов. Основной принцип этих стратегий гласит: будьте уверены в своих силах, правильно оценивайте свои чувства. Следует отказаться от агрессивного поведения, от нападок и обвинений, прекратить строить пред­положения и выносить суждения по поводу мотивов, которыми руководствуется партнер.
Сохранить отношения открытыми, искренними и надежными можно, если воспользоваться следующими рекомендациями:

Меры профилактики конфликтов

-Если приходится критиковать партнера, постарайтесь сосредоточить все внимание на конкретном поступке, не подвергая критике человека в целом. Например, лучше сказать: «Это раздражает меня», чем заявить: «Ты меня раздражаешь». В первом случае ваш партнер почувствует себя менее уязвленным.
-Не стройте предположения и не выносите окончательные суждения по поводу поведения партнера. Не стоит объяснять партнеру, каковы его чувства: мы не умеем читать чужие мысли.
-Избегайте фраз, начинающихся со слов «всегда» и «никогда»: за ними, как правило, следуют пристрастные обобщения. Постарайтесь говорить конкретно.
-Постарайтесь различать полутона , а не только черное и белое — то есть дурное и хорошее. Помните, что ваша «правота» сильно зависит от индивидуального восприятия.
-Обращайтесь от первого лица. Никто не сможет усомниться в искренности ваших чувств. Между тем, ваш партнер имеет полное право возражать против ваших суждений о его характере, если считает их несправедливыми и несоответствующими действительности.
-Сохраняйте непосредственность и искренность, избегайте любых психологических игр — в том числе игр с властью, и старайтесь учитывать психологию другого человека.
-Необходимо обрести уверенность в том, что партнеры обладают равными правами. Решающее значение для эффективной коммуникации имеет принцип «мне хорошо и тебе хорошо».
-Позитив предпочтительнее негатива. Не забывайте благодарить своего партнера, если он доставил вам радость. Если же он огорчил вас, попытайтесь сделать позитивное замечание, подразумевающее изменения в лучшую сторону («Ты мог бы поступать иначе...»), вместо негативного требования («Прекрати так поступать...»).

Помните!
Каким бы сложным и неприятным ни казался вопрос, не откладывайте решение на будущее: обсудите его как можно раньше.



Литература:

Коваленко, Алла Владимировна. Женское здоровье : универсальный справочник / А.В. Коваленко, А.В. Марков. - М. : Эксмо, 2004. - 221 с.

Министерство здравоохранения Кировской области
Российская библиотечная ассоциация
НП МедАрт
Некоммерческое партнерство «Национальный Электронно-Информационный Консорциум»
Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
КонсультантКиров
© Кировская областная научная медицинская библиотека, lib.medkirov.ru, 2014—2025
© Использованы графические изображения проекта icons8.com