Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
 
610046 г. Киров,
ул. Герцена, 49
тел.: (8332) 38-90-31
E-mail:
ip-medbibl@medkirov.ru
cio-medbibl@medkirov.ru
 
поиск письмо редактору сайта Крупные буквы
 
◦ ◦ Новости   ◦ Приглашаем посетить выставку литературы "Детское здоровье"
Кировская областная
научная медицинская библиотека
1 июня 2016 г.
Приглашаем посетить выставку литературы "Детское здоровье"
Архив новостей за

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РЕБЕНКА


Родители мечтают видеть своих детей счастливыми, здоровыми, успешными. Может ли ребенок, много времени проводящий за компьютером, быть здоровым? С другой стороны, может ли в наше время подросток, которого родители полностью изолировали от компьютера, стать специалистом в какой бы то ни было профессиональной области? И все же компьютер – это наше будущее, как бы мы к этому ни относились. Пора признать суровую правду жизни – «общение» детей с компьютерами уже неизбежно. Занятия на компьютере для детей – это, прежде всего, игра. И то, что не очень интересно для ребенка само по себе, становится крайне привлекательным на экране монитора. Работа на компьютере требует значительного напряжения зрения. Это ведет не только к устойчивому утомлению мышц глаз, но и негативно сказывается на сетчатке и внутриглазных сосудах. Именно из-за нагрузки на зрение даже через непродолжительное время занятий на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Специалисты даже выделяют некий «компьютерный зрительный синдром», напоминающий конъюнктивит, который может появиться у ребенка после нескольких часов, проведенных перед экраном. В таком случае у детей краснеют глаза, и возникает ощущение, что в глаза попал песок. Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1–2 часов, вызывает у 73% детей общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% детей. Увлекшись компью-тером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, дети, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов. Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья.
Итак, рассмотрим факторы негативного влияния повсеместной компьютеризации на человека и способы борьбы с ними.
Стесненная поза
Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Такая фиксированная поза может вызывать следующие нарушения:
- заболевания кистевых суставов.
При работе за компьютером человек вынужден совершать множество мелких движений руками, из-за чего кисти сильно устают. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, вследствие чего возникают онемение, слабость, в подушечках «бегают мурашки». Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими;
-затрудненное дыхание.
Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это может привести к развитию приступов кашля и даже астмы;
-остеохондроз.
При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Довольно часто это приводит к искривлению позвоночника.
Перенапряжение шейного отдела позвоночника
Длительное напряжение мышц шеи, особенно при неправильной позе во время работы за компьютером, приводит к ухудшению кровоснабжения. В свою очередь, это приводит кислородному голоданию мозга. У ребенка могут развиться стойкие головные боли. При работе за компьютером, важным фактором является то, что человек постоянно смотрит в монитор, на котором происходит частое обновление кадров, и он имеет определенную яркость.

Упражнения для глаз

Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7–8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания:
1. На счет 1–4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1–6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1–4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1–4 вверх, на счет 1–6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1–6. Повторить 3–4 раза.

Гимнастика за компьютером

1. Сидя на стуле, выпрямить спину, руки положить на колени. Отвести прямую правую руку в сторону, развернуть корпус тела, провожая ладонь взглядом – вдох, положить руку снова на колени – выдох. Затем повторить движения левой рукой. Это упражнение активизирует дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
2. Сложить руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делать круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
3. Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитировать ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
4. Кисти к плечам. Повернуть корпус тела, потянуться локтем к спинке стула. Это улучшит работу суставов позвоночника.
Родителям нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ребенку со стороны взрослых.


Литература:

Саушкина, А.В. Влияние компьютера на ребенка / А. В. Саушкина // Развитие современного образования: теория, методика и практика . – 2015. - № 1(3). – с. 202-204

Министерство здравоохранения Кировской области
Российская библиотечная ассоциация
НП МедАрт
Некоммерческое партнерство «Национальный Электронно-Информационный Консорциум»
Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
КонсультантКиров
© Кировская областная научная медицинская библиотека, lib.medkirov.ru, 2014—2025
© Использованы графические изображения проекта icons8.com